petr195912 (petr195912) wrote,
petr195912
petr195912

Category:

Диоген (Из серии «История мысли»)



- Кто тебе сказал, что ты наг?


Впервые в этой серии, после великих Сократа, Платона и Эпикура вспомним и ещё одного весьма известного античного мыслителя из Синопа, учение которого, однако, не все запишут в актив «Истории мысли». Хотя бы за оправдание публичного отправления естественных нужд да и практического следования этой идее. Однако, мы здесь воздадим должное и ему, ибо размышляя о философии Диогена (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) можно понять много больше, чем предполагал и сам основатель этого учения…
В самом деле – что может быть проще философии опрощения? Живи как собака. Что естественно – то не постыдно. Вот, собственно, вроде бы и всё учение, которое и название в истории Мысли получило соответствующее – кинизм (kinos – греч. собака). От этого «кинизм» впоследствии и произошёл термин «цинизм». Не будем, однако, торопиться. Вряд ли бы оставил Диоген столь заметный след в истории мысли, если бы в попрании стыда и состояло всё его учение целиком. Ограничиться так – это значит не сказать о Диогене почти ничего.
Вообще говоря по жизни это был самый известный бомж – жил в глиняном кувшине — пифосе, вкопанном на центральной площади рядом с храмом Цибелы. Из вещей имел лишь суму и посох, а вместо постели использовал плащ. Иногда его видели ходящим босым по снегу. Вообще говоря, в основе того, что дошло до нас как «цинизм», всё же лежал и аскетизм - отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей, а себя считал гражданином мира (космополитом).
Если верить известной легенде, то сам Александр Македонский пребывая в Аттике, пожелал познакомиться с Диогеном. Он долго ждал, когда Диоген явится к нему, но Философ не реагировал и продолжал жить в своём весьма скромном жилище. Тогда Александр Македонский сам решил навестить его и найдя приветствовал:
- Я - великий царь Александр.
- А я, — ответил Диоген, — собака Диоген.
- И за что тебя зовут собакой?
- Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю. - А меня ты боишься? - спросил Александр.
- А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?
- Добро, — сказал тот.
- А кто же боится добра?
Говорят, мыслитель сумел произвести впечатление даже и на видавшего всякое Александра Великого, что тот сказал: - Проси у меня чего хочешь.
На что последовал хрестоматийный ответ - Отойди, любезный, ты заслоняешь мне солнце…
Говорят так же, что впоследствии Александр заметил: - Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном.
Так же говорят, что Александр Великий пришёл к Диогену за советом перед походом в Индию. Философ не одобрил этого плана, предрекая Завоевателю страдания от лихорадки и предложил присоединиться к нему в соседней бочке. Совет не был принят, Александр двинулся в Индию, где вскоре заразился лихорадкой и умер.
Из достоверного же известно, что Диоген разгуливал по улицам Афин днём с зажжённым фонарём, приговаривая, что ищет достойного человека, да найти не может. Он призывал людей, а потом бил их палкой, заявляя, что искал людей, а не мерзавцев.
Зависимость от материальных благ Философ считал разрушительной для истинной свободы и препятствием для развития духовного мира человека, а отказ от материальных благ мудрец считал единственно правильным путём к свободе. (Здесь мы остановимся и вспомним про верблюда и игольное ушко).
Так же, Диоген говорил о необходимости быть равнодушным к любого рода искушениям — богатству, власти, удовольствиям жизни. Демагогов и политиков он считал льстецами черни.
Уже за одно это, а так же и за то, что содержание жизни Философа полностью соответствовало его учению (чего трудно видеть у современных публичных людей) Диоген заслуживает нашей светлой памяти.
Но вернёмся к сомнительной части учения – цинизму. Очевидно, что циничные действия предполагают попрание стыда. Вот здесь и возникает «много вопросов»…
А был ли стыд присущ первоначально людям в том виде, как их создал Бог? Отвечаю – нет. Об этом легко заключить, исследуя Священное Писание. Обитатели райского сада – этой аллегории одного из великих миров Просветления, тех миров, которые были изначально уготованы Человечеству, очевидно не имели нужды в одежде – она получалась сама, в пище, она была доступна без труда в изобилии и вообще не имели ни какой нужды. Так был создан Человек. Но, очевидно, вследствие некой катастрофы, люди первобытные нарушили некий запрет Бога и вторглись туда, куда не следовало бы (передано образом вкушения запретного плода с Древа)…
Так человечество оказалось в том мире, который изначально был уготован царству животных. Здесь то и родился стыд – от противоречия духовной (высшей) природы Человечества – и вожделений, отправлений животного тела… Посмотрите, посмотрите на это – как выделяется человек из животного мира. Не интеллектом! Не движениями души, которая у животных то же есть. Имеющий ум и наблюдательность легко увидит, что животные то же плачут, радуются и огорчаются. У них есть душа… Но у них точно нет стыда и совести. Это – атрибуты человека.
Почему? Потому что человек НЕ ОТСЮДА. Наша душа мучается в нас, пытаясь искупить грех первочеловеков и нащупать дорогу домой. Мы все сотканы из противоречий. Кроме, разумеется, тех, кто вполне принял жизнь вожделениями животного тела как нормальную, заглушил в себе голос высшего «Я», да так то и живёт. Но это – путь погибели. Путь деградации… В этом смысле я даже не верю и демонстрациям красной молодёжи столетней давности под лозунгами «Долой стыд». Сдаётся мне, что когда они сбрасывали с себя одежды и несли эти лозунги им, всё же, было стыдно. Неизбежно было стыдно… Но не всем. Есть и такие, что выйдя из метро становятся писать на стену соседнего дома, повернувшись спиной к изумлённым прохожим… Для этих людей у меня печальная новость. Ибо истребление в себе стыда и совести – прямой путь к оскотиниванию – деградации..
В этом смысле Диоген был много выше, ведь он не был же циником в чистом виде! Вспомните – в нём бушевала борьба опрощения и аскезы! И если опрощение – это приспособление высшего к животному царству, то аскеза – это от высшего «Я». Так Иоанн Креститель жил в пустыне, так Христос жил перед великим искушением…
И для подтверждения сих слов вспомним и такие эпизоды жизни Философа:
- Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба.
Ещё он просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Ещё он читал лекцию на рынке, но его не слушали. Тогда он заверещал по-птичьи, и сразу же собралась толпа. Вот уровень вашего развития, — заявил Диоген, — когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все заинтересовались».
Ещё он говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили многочисленные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
Ну а мы, вспоминая этого античного Мыслителя, вспомним и о том, что выделяет Человека из мира животных по существу и, соделав попытку ограничить себя хоть в чём бы то ни было, отринув с негодованием богомерзкий лозунг – Бери от жизни всё, задумаемся и о том - в чём именно состоит высокое предназначение Человека.






HotLog





Tags: Мысли
Subscribe

  • Россия, какой она должна быть.

    Своей страной, Россией, необходимо гордиться, желать ей мира и процветания. Гордиться тем, что в ней нет коррупции и воровства, где коррупция…

  • XX СЪЕЗД КПСС – СЪЕЗД ПРЕДАТЕЛЕЙ

    14—25 февраля 1956 года состоялся XX съезд КПСС. Этот съезд по праву может именоваться «съездом предателей». На нём первый секретарь Никита Хрущёв…

  • ТГ Генерал СВР, что это, канал созданный для протестов или нечто иное.

    Признаю, периодично просматривал Телеграмм канал "Генерал СВР", особенно сразу же после его выхода. Мы живем в эпоху, пожалуй, наиболее масштабной…

  • Перелицевание.

    "У Жюля Верна описывается метод каким образом десяток работорговцев перегонял многотысячные массы невольников через пол Африки. Эта масса…

  • Замах не оправдался.

    Либеральная тусовка 31 января не оправдала их ожиданий. Количество людей вышедших на протесты уменьшилось, по сравнению с недельной давностью они…

  • Слева бесы, справа бесы, Нет, по новой мне налей!

    На Завтра вновь назначена либеральная вакханалия. Сами не понимая своей значимости во всём этом, к ней примкнут достаточное количество людей с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments