petr195912 (petr195912) wrote,
petr195912
petr195912

Categories:

ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ Часть 5



ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ Часть 1
ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ Часть 2
ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ Часть 3
ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ Часть 4

ВОЙНА – ЭТО ПУТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ХИТРОСТИ. НУЖНО ПРИТВОРЯТЬСЯ, ДЕЛАЯ ВИД, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕШЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЗНАЕШЬ. ДАЖЕ ЕСЛИ МОЖЕШЬ СОВЕРШИТЬ ДЕЙСТВИЯ, ВЕДУЩИЕ К ПОБЕДЕ, ДЕЛАЙ ВИД, ЧТО СДЕЛАТЬ НИЧЕГО НЕ МОЖЕШЬ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Данная фраза очень часто цитируется в искусстве управленческой коммуникации. Не следует забывать, что во время военных действий нужно руководствоваться принципом подмены, маскировки и хитрости. Это есть основа успешности военных действий. Хитрость описывается как умение не выказывать в открытую свои преимущества и недостатки, а наоборот, умение создавать у противника иллюзию, которая позволяет совершать действия, абсолютно неожиданные для него.

У военных операций нет четко установленных форм. Все, что можно о них сказать, так это то, что они идут путем хитрости.
(Цао Цао)
Без применения хитрости ты не сможешь построить правильных замыслов, без правильных замыслов не сможешь одолеть врага.
(Мэй Яочэнь)
Хитрость нужна для победы над противником. Для управления собственным войском необходимо доверие.
(Ван Си)
Будучи действительно сильным, выглядеть слабым; будучи действительно храбрым, выглядеть трусливым – вот метод, который был успешен в войне против Сюнну
(Чжан Юй)
Один из генералов династии Хань взбунтовался и ушел к врагу. Император послал десятерых разведчиков, чтобы понять, каково положение дел у бунтовщиков. Все десять вернулись с докладом, что врага можно атаковать. Тогда император послал одного Лу Цина, который, напротив, утверждал, что сейчас атаковать нельзя. Когда император спросил его – почему, тот отвечал: «Когда два государства находятся в состоянии нейтралитета по отношению друг к другу, тогда им следует выставлять напоказ свою силу. Когда же я пошел к врагам, то повсюду увидел разруху и запустение. Наверняка они обладают знаниями, хотя и выглядят незнающими, поэтому я посчитал, что атака сейчас невозможна».
Император пришел в ярость. Он наказал Лу Цина и лично возглавил большую армию против врага. Однако императорская армия попала в окружение и семь дней была отрезана от подкрепления.
(Ли Цюань)
Ключ к победе – в хитроумном сокрытии своего истинного состояния. Не следует показывать противнику, в каком состоянии ты находишься. Ведь если противник увидит твои настоящие силы, он обязательно отреагирует на них. Примером служит то, как Сюнну показали посланцам Хань только разруху и запустение.
(Ду Му)
Это означает: если ты действительно обладаешь знанием и силой, внешне ты должен выглядеть незнающим и бессильным, чтобы враг не мог подготовиться к схватке с твоими войсками.
(Ду Ю)
Будучи сильным, кажись слабым. Будучи храбрым, кажись трусом. Обладая порядком, кажись рассеянным. Будучи наполненным, кажись пустым. В мудрости кажись глупым. Обладая многим, делай вид, будто у тебя ничего нет. Наступая, делай вид, что отступаешь. Двигаясь быстро, кажись медленным. Если берешь, покажи, что оставляешь. Будучи в одном месте, показывайся в другом.
(Ван Си)
Если хочешь вступить в битву, покажи, будто отступаешь. Если намерен действовать решительно, сделай вид, будто отдыхаешь.
(Чжан Юй)
ЕСЛИ ИМЕЕШЬ НАМЕРЕНИЕ БЫСТРО АТАКОВАТЬ, СДЕЛАЙ ВИД, ЧТО СОБИРАЕШЬСЯ ВЫСТУПИТЬ В ДОЛГИЙ ПУТЬ. ЕСЛИ ЖЕ НАМЕРЕВАЕШЬСЯ ВЫСТУПИТЬ В ДАЛЕКИЙ ПОХОД, СДЕЛАЙ ВИД, ЧТО ГОТОВИШЬСЯ К БЫСТРОЙ АТАКЕ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Именно так конкретизируется мысль о том, что война – это путь хитрости. Ибо на пути противостояния сил нужно и важно скрывать свою настоящую силу. Это и есть самый сложный принцип руководства в условиях силового противостояния.
Все это нужно для того, чтобы противник не смог подготовиться.
(Ли Цюань)
СОБЛАЗНЯЙ ИХ, ПРИВОДЯ В СМУЩЕНИЕ ПРЕДВКУШЕНИЕМ ПОБЕДЫ, ПОБЕЖДАЙ ИХ, ПРИВОДЯ В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Именно так реализуется путь хитрости через влияние на состояние ума, в котором требуется вызвать замешательство и неразбериху.
Если они жадны, соблазни их богатствами.
(Мэй Яочэнь)
Покажи им возможность легкой победы, чтобы приманить, затем атакуй и захвати их.
(Чжан Юй)
Когда враг введен в заблуждение, воспользуйся этим, чтобы захватить его.
(Ду Му)
Сначала я бы использовал искусных провокаторов, чтобы смешать ряды противника, затем я бы подождал, пока войска врага придут в беспорядок, затем я бы захватил их.
(Цзя Линь)
Используй хитрость и обман, чтобы ввести их в заблуждение, ставь ловушки, чтобы схватить их. Во время войны между государствами У и Ю полководец У собрал отряд из трех тысяч преступников, чтобы создать видимость беспорядка в армии и соблазнить Ю. После того как некоторые из этих преступников бежали, а другие сдались, армия У атаковала и нанесла поражение армии Ю.
(Чжан Юй)
КОГДА ПРОТИВНИК ДОВОЛЕН, ПРЕБЫВАЙ В СОСТОЯНИИ ГОТОВНОСТИ, КОГДА ПРОТИВНИК СИЛЕН, ИЗБЕГАЙ ПРЯМОГО С НИМ СТОЛКНОВЕНИЯ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Когда правительство противной стороны следует вселенскому пути, когда между правителем и подчиненными существует взаимопонимание, если отношения чисты и доверительны, если система наград и наказаний ясна, а солдаты хорошо натренированы, тогда тебе следует быть настороже. Не жди физического столкновения, чтобы начать подготовку. Если армия врага сильна, уходи от прямого столкновения и жди, пока враг не ослабнет, наблюдай, когда он откроется для атаки.
(Ду Му)
Если враг хорошо организован, ты должен тщательно готовиться. Совершенствуй себя, чтобы также быть готовым.
(Чэнь Хао)
Если только ты увидел, что противник подготовлен и нет никакой бреши в его рядах, тогда начинай усиливать себя, чтобы быть в готовности.
(Хо Яньси)
В классическом тексте сказано: «В действиях, направленных на противника, выясняй, где они полны и достаточны, а где у них недостатки». Достаточность означает целостность, недостатки указывают на пробелы. Если военная мощь врага полна, обращайся с ним так, будто его одолеть невозможно, и не предпринимай никаких вылазок против него. В военном руководстве сказано: «Если видишь дыру – атакуй, если видишь целостность – останавливайся».
(Чжан Юй)
Если, будучи слабым, хочешь контролировать сильного, то логично будет подождать перемен.
(Цзя Линь)
Если их склады полны продовольствия, а солдаты в хорошей форме, тогда затаись и наблюдай, ожидая, когда они станут отдыхать и потеряют бдительность. Следи за изменениями и отвечай на них.
(Ду Ю)
ПРОВОЦИРУЙ ПРОТИВНИКА НА ЯРОСТЬ, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ БЕСПОРЯДОК В ЕГО ВОЙСКАХ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Жди, пока они станут ленивыми и неторопливыми.
(Цао Цао)
Если военный правитель часто впадает в ярость, его стратегию легко сбить с намеченной цели, поскольку природа его неустойчива.
(Ли Цюань)
Если их военный правитель обладает беспокойным характером, тебе следует раздражать его, чтобы вызвать гнев. Тогда его импульсивность разрушит изначальную стратегию.
(Ду Му)
Если противник вспыльчив, тогда раздражай и возбуждай его, с тем чтобы он стал небрежен.
(Мэй Яочэнь)
Если противник легко впадает в ярость и буйство, запутай его и вызови гнев. Тогда его целостность ума будет нарушена, он станет действовать необдуманно, не следуя выработанному заранее плану.
(Чжан Юй)
ПРОЯВЛЯЙ ВОВНЕ СМИРЕНИЕ И ПОДЧИНЕНИЕ, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ ВЫСОКОМЕРНОЕ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЕ ПРОТИВНИКА. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Если они преподносят тебе дорогие подарки и сопровождают их сладкими речами, значит они к чему-то готовятся.
(Ли Цюань)
Если они взбудоражены и готовы к движению, сделай вид, что ты напуган, чтобы еще больше поднять их дух; подожди, пока они расслабятся, а потом перегруппируйся и атакуй.
(Ду Ю)
Покажи им свою слабость, чтобы они возгордились.
(Мэй Яочэнь)
Сделай вид, что ты медлителен и слаб, вызови их самонадеянность, тогда они не будут принимать тебя в расчет, а ты сможешь напасть на них, когда они расслабятся.
(Ван Си)
ПУТАЙ ПРОТИВНИКА СВОИМИ ПОСТОЯННЫМИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМИ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Очень важно все время оказываться там, где противник тебя не ожидает, это позволит тебе всегда иметь свободу маневра и возможность совершать действия, к которым противник не готов.
(БВ)
Изнуряй их быстротой своих передвижений.
(Цао Цао)
Предпринимай частые неожиданные нападения. Когда они выступают – отступай; когда они отступают к себе – нападай. Когда они посылают подкрепление на левый фланг, ты выступай на правом; когда они идут с подкреплением на правый фланг, ты перемещайся на левый. Таким образом обессилишь их.
(Ван Си)
Если будешь действовать так, то свою силу сохранишь, а противника измотаешь.
(Чжан Юй)
ВЫЗЫВАЙ РАЗНОГЛАСИЯ И РАЗОБЩЕННОСТЬ В СРЕДЕ ПРОТИВНИКА. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Опять речь идет о предусмотрительности и действиях, которые совершаются до начала прямого противостояния.
(БВ)
Засылай провокаторов, чтобы посеять раздор в войске противника.
(Цао Цао)
Разрушай согласие меж ними, вызывай разницу во мнениях между правителем и его советниками, и затем нападай.
(Ли Цюань)
Это означает, что если между правителем другой стороны и его подчиненными установлены хорошие отношения, то следует применять подкуп.
(Ду Му)
Если они скупы, то ты будь щедрым; если они суровы, то будь снисходительным. Тогда меж правителем и подчиненными возникнет подозрение, и ты сможешь посеять раздор в их рядах.
(Чэнь Хао)
Соблазни их ожиданием выгоды, зашли провокаторов в их войска, пошли к ним тех, кто умеет красиво говорить, кто умеет входить в доверие. Раздели силу противника и разрушь его организацию.
(Ду Ю)
Ты мог бы спровоцировать раскол между их правителем и его подчиненными или между твоим врагом и его союзниками. Вызови раздоры в их рядах, а потом захвати их.
(Чжан Юй)
СОВЕРШАЙ НАПАДЕНИЕ, КОГДА ПРОТИВНИК НЕ ГОТОВ, ДЕЛАЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, КОГДА ПРОТИВНИК НЕ ОЖИДАЕТ ЭТОГО. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Все эти рекомендации призваны настроить состояние ума правителя таким образом, чтобы свободно действовать в конкретных ситуациях.
Нападай, когда они расслабленны, начинай движение, когда открывается брешь.
(Цао Цао)
Проникай туда, где есть бреши, нападай на них, когда они вялы и расслабленны, не позволяй им увидеть твои приготовления. Ведь недаром говорится, что в военных действиях самым ценным является текучесть (непредсказуемость). Один из великих военных правителей сказал: «Наиболее действенным из всех движений является то, которое неожиданно. Лучшим из планов является тот, который неизвестен».
(Мэнь Ши)
ДО НАЧАЛА КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ НУЖНО ДЕРЖАТЬ В ТАЙНЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ СИЛ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СПЛАНИРОВАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Разглашение означает обнаружение. У военных действий нет заранее заданной формы, так же как у воды нет постоянной формы. Меняйся, когда встретишь врага лицом к лицу, не давай ему возможности узнать, что ты намерен делать. Таким образом держи свой ум готовым, чтобы оценить противника, а глаза – широко открытыми, чтобы наблюдать за ситуацией.
(Цао Цао)
Атакуй, когда они не готовы и не ожидают этого, и тогда ты точно победишь. В этом состоит сущность военных искусств – в умении сохранять себя в тайне и не быть узнанным.
(Ли Цюань)
Чтобы разгласить что-либо, нужно об этом говорить. Мы имеем в виду, что ни одна из предложенных выше стратегий сохранения секретности не может считаться универсальной. В первую очередь нужно увидеть войска врага, а уже потом применять науку войны. Ты не можешь сказать точно, что будешь делать, до того как действие началось.
(Ду Му)
Если ты должным образом меняешься и приспосабливаешься к ситуации в прямом противостоянии с врагом, то как можешь ты знать заранее, что намерен делать?
(Мэй Яочэнь)
Во всех случаях подчеркивается важность подготовки, которая выражается в воспитании и создании определенных качеств ума и личности. Сами по себе действия не подвержены систематизации, и стратегия является наукой о построении состояний ума через воспитание правильных качеств руководителя, которые могут применяться в зависимости от развития внешних обстоятельств.
ТОТ, КТО В УМЕ СОВЕРШАЕТ БОЛЬШЕ РАСЧЕТОВ И ОБДУМЫВАНИЙ ДО НАЧАЛА ДЕЙСТВИЙ, ТОТ ВЛАДЕЕТ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ. ТОТ, КТО НЕ СПОСОБЕН ЗАРАНЕЕ В УМЕ ПРОСЧИТЫВАТЬ МНОГООБРАЗНЫЕ ХОДЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ, НЕ ОБЛАДАЕТ ДОСТАТОЧНЫМ ЗАПАСОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ. ТОТ, КТО ОБЛАДАЕТ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗАРАНЕЕ РАЗРАБОТАННЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ, ТОТ И БОЛЬШЕ ПОБЕЖДАЕТ. У КОГО МЕНЬШЕ ЗАРАНЕЕ РАЗРАБОТАННЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ, ТОТ МЕНЬШЕ ПОБЕЖДАЕТ. НА ОСНОВАНИИ ТАКИХ ОЦЕНОК КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ МОЖНО ТОЧНО ПРЕДСКАЗАТЬ, КТО ВЫИГРАЕТ БИТВУ, А КТО ПРОИГРАЕТ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Когда твоя стратегия прозорлива и нацелена на далекое, одними расчетами ты уже получаешь многое, поэтому можешь выиграть, даже не вступая в битву. Когда же твоя стратегия недальновидна, то в результате своих расчетов ты получаешь малое, поэтому и проигрываешь до того, как вступил в битву. Большая стратегия преобладает над малой, поэтому те, у кого вообще нет никакой стратегии, обязательно будут разбиты. Недаром говорится, что победители сначала выигрывают, а потом идут на войну, тогда как побежденные сначала ведут наступление, а потом уже ищут победы.
(Чжан Юй)
Глава 2. Ведение войны
Разработай структуру замысла, а затем приступай к снаряжению. Поэтому за главой о стратегической подготовке следует глава о ведении битвы.
(Ли Цюань)
НЕЛЬЗЯ ДОЛГО ВЕСТИ ВОЙНУ, ИБО, ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ПОБЕДИШЬ, ЭТО ИСТОЩИТ ТВОИ СИЛЫ И УХУДШИТ КАЧЕСТВО ТВОИХ ДЕЙСТВИЙ. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ОСАЖДЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ, РАНО ИЛИ ПОЗДНО ИСТОЧНИКИ ТВОИХ СИЛ ИСТОЩАТСЯ. ЕСЛИ ВОЙСКА ТВОИ В ДОЛГОМ ПОХОДЕ, ТО ЗАПАСЫ ТВОИ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЗАКОНЧАТСЯ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Нельзя затягивать конфликт, не имея продуманной стратегии ведения войны. Нужно стараться без спешки, но как можно скорее решить задачу и добиться поражения противника. При этом нужно помнить о цене, которую ты обязательно заплатишь за победу. В первой главе трактата потому и говорится о том, что война для общественного образования – это дело чрезвычайной важности, и нельзя относиться к ней легкомысленно. Так что, вступая в конфликт, помни об экономии сил, ибо суть и цель конфликта в первую очередь заключаются в том, чтобы устранить препятствия на пути к мирному существованию.
Если у тебя есть преимущества в войне, но ты сражаешься слишком долго, то от этого тебе не будет пользы. В военных действиях важна только окончательная победа. Если ты вымотал свои силы и притупил остроту реакции, понес потери и изнурил себя битвой, тогда ты истощишься.
(Цзя Линь)
Если ты, расходуешь слишком большое количество ресурсов на ведение войны и если твоя армия задействована в военных действиях слишком долго, то твой бюджет не сможет покрыть расходы.
(Чжан Юй)
В классических «Хрониках Весен и Осеней» сказано: «Война подобна огню: если ее не потушить, она выжжет сама себя».
(Ли Цюань)
Очень важно помнить, что война – это сила, которая вышла из-под контроля. Огонь не горит сам по себе, он пожирает ресурсы, а образующаяся в войне энергия – это энергия разрушения. Не бывает созидательных конфликтов. Еще и для того нужно от начала до конца продумывать конкретные военные действия, чтобы минимальными средствами добиваться максимальных результатов.
Если ты слишком затянул военные действия и не получаешь видимых результатов, то твои противники начнут строить замыслы против тебя.
(Цзя Линь)
Обнажать оружие – дурное предзнаменование. Долго сражаться – накликать на себя беду. Ведь сказано: «Тот, кто любит воевать и изнурять свои войска, обязательно погибнет».
(Ду Ю)
Мудрый правитель знает, что война не может принести радости. Он применяет войско только для того, чтобы справиться с мятежом и привести непокорных к послушности. Правитель применяет справедливые меры, чтобы справиться с неправедными. Так же пробивают дамбы и пускают речные воды, чтобы загасить пожар. Этому невозможно противостоять, все будет разрушено этой силой. Так обязательно добьешься победы.
Мудрый государь сохраняет покой, не применяет войско необдуманно, так как желает избежать ненужного вреда и ущерба. Ведь война никогда не является путем к счастью.
Небу война не бывает угодной. Применяешь войско вопреки своему желанию, когда уже нельзя обойтись без этого. Так следуют небесной воле. Пребывание в потоке небесной воли подобно пребыванию рыбы в воде. Вода есть – рыба живет. Нет воды – она умирает. Мудрый правитель постоянно тревожится только о том, чтобы не утратить Путь воли небесной.
(«Путь трех стратегий успеха Хуан Шигуна»)
ЕСЛИ ТВОИ ВОЙСКА ИЗМОТАНЫ, ВОСПРИЯТИЕ УТРАТИЛО СВЕЖЕСТЬ И ЛЕГКОСТЬ, СИЛЫ ПОДХОДЯТ К КОНЦУ, ТОГДА ПРОТИВНИКИ ЛЕГКО СПРАВЯТСЯ С ТВОИМИ СЛАБОСТЯМИ И ОДОЛЕЮТ ТЕБЯ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ И САМЫЕ МУДРЫЕ СОВЕТНИКИ НЕ ПОМОГУТ ТЕБЕ, И ТЫ НЕ СУМЕЕШЬ УСПЕШНО ЗАВЕРШИТЬ СВОЕ ДЕЛО. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
В любом случае долгая вовлеченность в конфликт ухудшает и твое состояние тоже, потому, планируя действия, всегда ищи максимально короткий путь для решения задачи с минимальным задействованием ресурсов от ведения своих основных дел. Даже если ты ведешь войну на территории противника, сила твоего дома истощается и в этом случае тоже.
Крупномасштабные операции всегда требуют огромных затрат, которые истощают тебя не только на поле битвы, но и дома. Поэтому мудрый правитель не будет долго держать свою армию на линии фронта.
(Ли Цюань)
СЛУЧАЮТСЯ УСПЕШНЫЕ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НЕ СЛИШКОМ ИЗЯЩНО, НО БЫСТРО. ОДНАКО НЕ БЫВАЕТ УСПЕШНЫХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИСКУСНЫМИ И ПРОДОЛЖАЮТСЯ ДОЛГО. ЕСЛИ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕДУТСЯ ДОЛГО, ЭТО НИКОГДА НЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ СТРАНЕ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Подчеркивается важность совершения быстрых действий в противостоянии сил, в движениях войск и конкретных боевых ситуациях. Чем быстрее будет достигнута победа, тем от этого будет больше пользы, ибо любое затяжное применение сил истощает организм, а от переутомления возникают болезни, которые могут привести к необратимым последствиям, даже если ты в этом случае успешно справился с внешними задачами.
Некоторые выигрывают за счет скорости, даже если они неуклюжи.
(Цао Цао)
Некоторые весьма неуклюжи в своих атаках, однако они выигрывают за счет исключительной быстроты, потому что не желают истощать свои ресурсы и изматывать свои войска.
(Ду Му)
Сказано: «Будь таким же быстрым, как звук грома, когда не успеваешь даже прикрыть свои уши, будь таким же скорым, как молния, когда не успеваешь даже моргнуть, чтобы не ослепнуть от вспышки».
(Чэнь Хао)
Быстрые действия всегда рискованны, однако, если вовремя решаешься на атаку, она может принести тебе все плоды в мгновение ока, тогда как осмотрительность и осторожность в некоторых случаях могут привести тебя к затяжному противостоянию, истощающему ресурсы и силы.
И ЕСЛИ ТЫ НЕ ПОНИМАЕШЬ, В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЗЛО ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ, ТЫ НИКОГДА НЕ СМОЖЕШЬ ПОНЯТЬ, В ЧЕМ СОСТОЯТ ДОСТОИНСТВА ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Нет ни в чем абсолютной пользы или вреда, всегда существует преобладание одной из сторон, и в контексте войны оружие, то есть сила, через причинение локального зла может созидать добро, но обязательно нужно помнить о страданиях и потерях, нарушении правильных жизненных ритмов, которые приносит война. Потому следует в первую очередь помнить о неизбежности причинения зла, которое несут оружие и война, только тогда будешь использовать оружие осмотрительно и правильно.
Недостатки и преимущества взаимосвязаны. Сначала узнай недостатки, тогда узнаешь и преимущества.
(Ли Цюань)
Когда полководцы высокомерны, а солдаты ленивы, в своей погоне за удачей они забывают, что сами могут попасть в неожиданные обстоятельства. И в этом главный недостаток подобной организации войска.
(Цзя Линь)
Страна, в которой собирают войско в поход, должна быть добра к своему народу. Страна, в которой собираются напасть на другую страну, должна сначала создать благосостояние народа. Ибо доброе отношение к народу позволяет малым числом побеждать многочисленные войска противника. Именно довольный народ позволяет слабостью побеждать силу.
Потому хороший полководец воспитывает своих воинов так, будто они для него как части тела. И тремя армиями он может тогда управлять одним своим умом. Победу такого полководца всегда можно уверенно предсказать.
(Глава «Тайны войны» из «Пути трех стратегий успеха Хуан Шигуна»)
Итак, если ты намерен привести в движение свои силы и начать войну, помни, что ты не сможешь достичь победы и получить блага, если не будешь знать заранее обо всех тяготах и невзгодах.
(Ду Ю)
ИСКУСНЫЙ В ВЕДЕНИИ ВОЙНЫ ДВАЖДЫ НЕ ПОДНИМАЕТ ВОЙСКО И ТРИЖДЫ НЕ ПОДВОЗИТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Имеется в виду, что предпринимаемые действия должны быть продуманными и быстрыми, чтобы не истощать силы и не довести ситуацию до неразрешимой, несущей всем лишь беду и проблемы.
(БВ)
То есть тебе должно быть достаточно одного раза, чтобы поднять войска на победу. Ты не должен возвращаться обратно к себе, чтобы собрать больше войск. Сначала обеспечь продовольствием себя, потом реши, как лишить продовольствия твоего врага.
(Цао Цао)
Определи, может ли твое нападение на врага быть успешным, определи, можешь ли выиграть битву, и только после этого поднимай войска – только тогда ты сможешь победить врага и с победой вернуться домой.
(Ду Му)
Не поднимай войска дважды, иначе сила народа истощится и возникнет недовольство.
(Ли Цюань)
ЕСЛИ ТЫ ПОЛЬЗУЕШЬСЯ НЕ ТОЛЬКО СВОИМИ ЗАПАСАМИ, НО И ОТБИВАЕШЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ У ПРОТИВНИКА, ТОГДА В ПОЛНОЙ МЕРЕ СМОЖЕШЬ ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕ ВОЙСКО ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ И ОРУЖИЕМ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Приступая к силовому решению спорных вопросов, необходимо обязательно просчитать свои затраты на ведение действий и правильно вести себя, чтобы основная нагрузка легла на плечи противника.
Если ты собираешься вступить в войну, сначала рассчитай свои затраты, а затем предприми все возможное, чтобы лишить продовольствия своего противника.
(Цао Цао)
При обладании своим оружием и при наличии возможности пользоваться запасами противника ты сможешь долгое время ни в чем не нуждаться, даже если военные операции проходят далеко от родных границ.
(Ли Цюань)
Оружие бери в своей стране, продовольствие отбивай у врага.
(Цао Цао)
ВО ВРЕМЯ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШАТЬ ДЛИННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ИСТОЩАЕТ СИЛЫ СТРАНЫ, ЧТО ПРИВОДИТ К БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Еще раз подчеркивается необходимость совершать молниеносные операции, ведущие к победе и позволяющие сохранить стратегические силы страны.
Если собирать войска повторно, то набор людей будет производить сложно.
(Ду Му)
Учитель Гуань говорил: «Если провиант доставляют на расстояние в три сотни ли, то страна будет бедствовать целый год; если провиант доставляют на расстояние в четыре сотни ли, то страна будет бедствовать два года; если провиант доставляют на пять сотен ли, люди будут гибнуть от голода».
Эти слова означают то, что продовольствие не следует перевозить на большие расстояния, поскольку крестьяне будут нести убытки и нищать.
Это правомерно и в настоящее время, так как стоимость товара в большинстве случаев определяется трудозатратами и энергоресурсами, и один из первых факторов, влияющих на экономику страны, – цена на энергоресурсы, что является основой доступности транспортных схем.
Перевозка провианта на большие расстояния означает потери на транспортировку, поэтому простые люди будут беднеть день ото дня.
(Цзя Линь)
Когда семьсот тысяч семей вынуждены поддерживать армию в сто тысяч воинов, удаленную от них на большое расстояние, они не смогут избежать нищеты.
(Чжан Юй)
В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕОБХОДИМОСТИ СНАБЖАТЬ АРМИЮ ЗАПАСАМИ ПОДНИМАЮТСЯ ЦЕНЫ, А ИЗ-ЗА ВЫСОКИХ ЦЕН РАЗРУШАЕТСЯ ОСНОВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Неизбежно высокие запросы на провиант приводят к росту цен, в результате чего ценовая политика выходит из-под контроля и люди, создающие ценности, беднеют. Эта истина имеет прямое отношение к экономической ситуации в целом, и в случае силового конфликта нужно помнить, что война – это затраты, которые раскачивают всю систему отношений с остальным сообществом. Потому заранее следует просчитать все расходы и платежи, спланировать необходимые для ведения конфликта ресурсы, иначе можешь оказаться у разбитого корыта.
Когда армия ушла на большое расстояние, те, кто находятся возле нее, из-за жадности начинают заламывать цены, поэтому простой народ терпит лишения.
(Цао Цао)
С экономической ситуацией это связано следующим образом. Если ставятся слишком сложные для предприятия задачи, то они требуют вложения больших средств, в результате чего часто идут на урезание заработной платы в разных формах, а это никак не способствует улучшению дел на предприятии.
Возле армии всегда идет торговля, простые люди тратят свои сбережения, чтобы выжить, и беднеют.
(Ли Цюань)
Там, где собираются войска, цены на товары стремительно повышаются. Поскольку люди стремятся к наживе, они начинают продавать все, что у них есть. Итак, вначале они получают огромную прибыль, а затем остаются совершенно без товаров. И когда у людей много денег, но совершенно нет запасов, товар продается по максимальной цене. Поэтому простые люди страдают от невероятно высоких цен, и страна нищает.
(Цзя Линь)
Когда продовольствие доставляется на большие расстояния, затраты велики и сила народа истощается. Цены на рынках, расположенных на пути следования армии, резко взлетают вверх. Поэтому долгосрочные военные действия становятся бедствием для народа.
(Ван Си)
КОГДА ИСТОЩАЮТСЯ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ ЗАПАСОВ, ТОГДА ТРУДНО НАБИРАТЬ НОВЫХ СОЛДАТ. И ЕСЛИ СИЛЫ ВОЙСКА ИСТОЩАЮТСЯ, ЗНАЧИТ, ПРОИСХОДИТ ИСТОЩЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ СИЛЫ И В САМОЙ СТРАНЕ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ ДОХОДЫ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ СОКРАЩАЮТСЯ НА СЕМЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ, ТОГДА КАК РАСХОДЫ СТРАНЫ НА ПОДДЕРЖАНИЕ СИЛЫ ВОЙСК, ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОПОЛНЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ И БОЕПРИПАСОВ, ПОПОЛНЕНИЕ ОДЕЖДЫ И АМУНИЦИИ ДОХОДЯТ ДО ШЕСТИДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ БЮДЖЕТА. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Огромные расходы на поддержание силового способа выхода из конфликтной ситуации не только приводят к ухудшению положения дел в сообществе, но и одновременно происходит значительное снижение уровня жизни и благосостояния членов этого сообщества.
Если военные действия не закончились ни победой, ни поражением и армия не распущена, наборы рекрутов и поборы становятся особенно тяжелыми, и это выливается в обнищание простого народа, который теряет большую часть того, что производит.
(Му Ду)
Люди являются основой государства, пища – это основа жизни для людей. Тот, кто руководит другими, должен помнить об этом и быть бережливым.
(Хо Яньси)
Простые люди предоставляют армии товары, продукты и наемный труд. Если правительство, обслуживая армию, лишает простых людей средств к существованию, то тем самым оно лишает самое себя половины бюджета. И тогда начинают увеличиваться налоги, армия выбивается из сил, а население истощается. Когда поборы становятся особенно жестокими, а люди нищают, тогда страну можно назвать поверженной.
(Мэй Яочэнь)
То есть, когда сообщество ведет силовую политику, ему постоянно требуются средства для пополнения военного бюджета, что неизбежно приводит к ухудшению и разрушению источников пополнения благосостояния сообщества.
(БВ)
МУДРЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ ВСЕГДА СТАРАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗАПАСАМИ ПРОТИВНИКА, И КАЖДАЯ МЕРА ВЕСА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ ОТ ПРОТИВНИКА, РАВНА ПО ЦЕННОСТИ ДВАДЦАТИ МЕРАМ ВЕСА, ДОСТАВЛЕННЫМ ИЗ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ СТРАНЫ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
На доставку провианта уходит в двадцать раз больше средств, чем на сам провиант.
(Цао Цао)
Для того чтобы доставить один цзинь провианта удаленной на значительное расстояние армии, нужно потратить двадцать цзиней провианта. Если местность неровная, то даже больше. Поэтому опытный полководец всегда старается перехватить провиант врага.
(Чжан Юй)
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГНЕВ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ МОТИВОМ ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ВРАГА, И, ЕСЛИ ВОИНЫ ЗНАЮТ, ЧТО ЧАСТЬ ДОБЫТОГО У ВРАГА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ БУДЕТ ИХ НАГРАДОЙ, ЭТО МОТИВИРУЕТ ИХ НА БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Когда у твоих воинов возникает гнев, то данная эмоция побуждает их более эффективно сражаться с противником, но, если они знают, что им будет награда из добытых трофеев, они будут заинтересованы добывать продовольствие в стане врага. Члены сообщества смогут более эффективно действовать, если правильно работать с их мотивациями, среди которых основными являются эмоции и желание выгоды.
Если ты сможешь расшевелить своих офицеров и солдат таким образом, чтобы они были яростны, тогда они смогут разгромить врага. Если ты награждаешь своих солдат добытым добром, это будет стимулировать их на проявление инициативы. Поэтому сказано: «Там, где хорошие награды, там и герои».
(Чжан Юй)
Если твои воины знают, что в случае успеха будут хорошо вознаграждены, они с радостью пойдут на битву.
(Ду Ю)
Ты должен лично распределять награды, если же ты разрешишь войскам мародерствовать по их желанию, они быстро отобьются от рук.
(Ван Си)
ПОТОМУ, КОГДА ПРОИСХОДИТ БИТВА С КОЛЕСНИЦАМИ, ТОТ, КТО ЗАХВАТИЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВНИКА, ПЕРВЫМ ПОЛУЧАЕТ САМУЮ ВЫСОКУЮ НАГРАДУ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Следует награждать не всех подряд при достижении успеха, лучше и эффективнее будет наградить первого, кто принес наибольшие трофеи или прибыли, тогда и остальные члены сообщества будут стремиться достигать более высоких результатов.
Очень важно на войне совершенствовать обряды и не забывать о жаловании. Если совершенствуются обряды отношения, тогда к тебе приходят на помощь мудрые советники.
Если правильно распределяешь жалованье, тогда люди ведут себя осознанно и смерть их не страшит.
Не нужно скупиться, когда хочешь наградить и поощрить тех, кто делает для тебя хорошие дела.
Не упусти время, когда хочешь наградить человека за заслуги. Смотри, чтобы не было поздно.
Если действуешь правильно, воины твои сплотятся против врага и ты достигнешь победы.
Правильное применение людей – это назначение достойных людей на соответствующие должности и присвоение им правильных званий. В соответствии со званиями и должностями награждай их, питая щедро.
Тогда воины будут стремиться служить тебе. И тебе остается только правильно применять их с помощью обрядов. А сдерживать их будет тогда совесть и честь.
Такие воины буду служить тебе верно и отдадут за тебя жизнь.
(«Путь трех стратегий успеха Хуан Шигуна»)
Если ты будешь награждать всех, то твои награды обесценятся, поэтому награждай лучших, чтобы воодушевить всех.
(Мэй Яочэнь)
МЕНЯЙ ЦВЕТА СВОИХ ЗНАМЕН И ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ, ОБРАЩАЙСЯ ХОРОШО С ТЕМИ, КТО СТАЛ ТЕБЕ СЛУЖИТЬ, ПРОЯВЛЯЙ ЗАБОТУ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Необходимо постоянно держать в поле внимания структуру своего сообщества, следует делать в нем перестановки, включать новые процессы, чтобы правильно направлять силы. Если ты захватил пленных или от противника к тебе перешли на службу люди, прояви о них заботу, чтобы они почувствовали настоящее о себе радение, ибо отплатят они тебе во сто крат.
Перемешивай цвета противника со своими. Используй их в своих целях, чтобы лучше управлять общей ситуацией.
(Цао Цао)
Меняй цвета своих войск, чтобы враг не мог распознать их.
(Цзя Линь)
Для того, чтобы пленные стали служить тебе, следует обращаться с ними хорошо.
(Чжан Юй)
ЭТО И ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ПРОТИВНИКОМ, ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ СИЛУ ТВОЕГО ВОЙСКА, КОТОРАЯ РАСТЕТ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Истинная сила войска проявляется в способности военачальника принимать чужую силу, именно от этого и возрастает своя собственная. Пользуйся чужими запасами, привлекай солдат противника – все это приводит к усилению собственного потенциала.
Используя военнопленных и отбитое у противника продовольствие, ты увеличиваешь собственную силу.
(Ду Му)
Когда ты захватил в плен солдат противника, предоставь им некоторую свободу, заботься о них, и тогда они будут сражаться на твоей стороне.
(Мэй Яочэнь)
Если ты используешь силу врага, чтобы одолеть его, ты будешь действовать с пользой для себя, где бы ты ни находился.
(Хо Яньси)
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ КРИТЕРИЕМ УСПЕХА ЯВЛЯЕТСЯ ПОБЕДА, А НЕ СПОСОБНОСТЬ К СОПРОТИВЛЕНИЮ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Можно думать, что эффективное сопротивление противнику показывает и проявляет силу, на самом же деле основным критерием эффективных действий полководца является умение быстро и малыми силами одерживать победу в сражении. Такова же ситуация, характеризующая руководителя.
Если он быстро и малыми средствами способен решать конфликтные, проблемные ситуации, значит, его управленческий уровень соответствует тому, чтобы называть его управленцем высшего звена.(

Сопротивление не приносит пользы. Войско как огонь: если ты не будешь его питать, оно сожжет само себя.
(Цао Цао)
Лучше победить быстро и быстро вернуться домой.
(Мэнь Ши)
Учитывая все вышесказанное, помни, как важно быть быстрым.
Если ты действуешь быстро, то сокращаешь затраты и даешь своим людям возможность напрягаться из последних сил ради победы.
(Мэй Яочэнь)
ПОТОМУ МОЖНО ЗАКЛЮЧИТЬ, ЧТО НА ПОЛКОВОДЦЕ ЛЕЖИТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ И ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ. (УЧИТЕЛЬ СУНЬ)
Очень важно правильно осуществлять подбор полководца: в случае управленческой ситуации подходящего управленца высшего звена должно подбирать исходя из вышеназванных критериев.
Если командующий мудр, то и страна в безопасности.
(Цао Цао)
Это говорит нам о том, насколько важен вопрос назначения главнокомандующего.
(Мэй Яочэнь)
За жизни людей и порядок в стране несут ответственность полководцы. Нелегко найти хорошего руководителя.
(Ван Си)
В древней книге «Сила войска», говорится: «Когда войско применяют в войне, вся полнота власти должна быть у полководца. Если решение наступать или отступать зависит от власти правителя страны, трудно будет успешно справиться с задачами».
(«Путь трех стратегий успеха Хуан Шигуна»)
Таким образом, мы рассматриваем трактат по искусству войны Сунь-Цзы как модель построения стратегических замыслов руководителя и как способ воспитания необходимых качеств ума. Данный трактат является дидактическим, то есть обучает приемам работы ума, а не конкретной последовательности действий и реакций в процессе решения конкретных задач и ситуаций.






HotLog





Tags: Мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments